До сих пор неизвестно, кем же он был на самом деле – криптидом, гостем из другого, параллельного мира или же разновидностью полтергейста. Одно можно сказать точно – говорящий мангуст по имени Джеф стал одним из самых удивительных и известных мифических существ.
Таинственный зверек с человеческой личностью даже явился в свое время поводом для разбирательств в Верховном суде Соединенного Королевства и слушаний в британском Парламенте.
Появление Джефа в фермерском доме
Все началось в 1931 году на острове Мэн на ферме Дорлиш Кэшен. В сентябре фермерское семейство Ирвингов (Джеймс Ирвинг с супругой и их дочь Вара), проживавшее недалеко от селения Дэлби, столкнулось на чердаке своего дома со странным созданием, похожим на крысу.
Оно быстро бегало там, стучало и швыряло в стороны различные предметы. Затем незваный гость принялся что-то лепетать, как младенец. Стоит ли говорить, что британцы были до крайности шокированы такой находкой.
Со временем зверек, оказавшийся индийским мангустом, перестал прятаться и стал разговаривать с хозяевами дома тоненьким человеческим голоском. Ирвинги считали, что поразительный сожитель выучил английский язык за несколько недель, подслушивая разговоры семьи.
Мангуст назвал себя Джефом и сообщил, что был рожден в 1852 году в Дели, однако был вынужден бежать на корабле в Великобританию, скрываясь от индийских властей.
Противостояние говорящему мангусту
Джеф заявил, что жилище ему совершенно не нравится, и приказал людям расширить и усовершенствовать его. В противном случае мангуст грозился уничтожить всю домашнюю птицу, а, также намекал, что подобная участь может грозить и хозяевам.
Испугавшиеся за свои жизни Ирвинги объявили дерзкому зверю войну, пытаясь застрелить, отравить и поймать его в ловушки. Джеф, тем не менее, оказался очень умен и совершенно не пострадал. Однажды он продемонстрировал жильцам, что способен запросто зажечь спичку. Ирвинги ужаснулись, поскольку поняли, что при желании мангуст может спалить весь дом, однако зверек этого не сделал.
Семья быстро смекнула, что Джеф лишь требует к себе внимания и не станет причинять людям физический вред, поскольку Ирвинги были единственными друзьями, кормильцами и слушателями таинственного существа. Враждующие стороны быстро примирились, и мангуст соорудил себе подобие гнезда в комнате дочери супругов Вары.
Первая реакция прессы
В начале 1932 года на место событий прибыл корреспондент манчестерской Daily Dispatch, и о загадочном госте семьи Ирвингов узнала вся страна.
«Слышал ли я говорящего зверька? Не знаю. Но я точно знаю, что слышал сегодня голосок, который, на мой взгляд, никак не мог быть человеческим. Знаю я и то, что люди, утверждающие, будто это — говорящий зверёк, — здравомыслящие, честные и ответственные, явно не склонные к проведению длительных и бессмысленных розыгрышей», — писал репортёр.
Местные газеты отнеслись к этому известию скептически. Посетивший ферму журналист Дж. Рэдклифф вернулся в редакцию с твердым убеждением, что «голос» Джефа в действительности принадлежал самой Варе.
Раздосадованный такой реакцией прессы, Ирвинг в письме лично пригласил Гарри Прайса приехать и расследовать феномен.
Прайс в то время был занят расследованием феномена Руди Шнайдера и направил на место событий своего помощника капитана Денниса. В июле 1935 года он приехал и собственной персоной — в сопровождении Ричарда Ламберта, главного редактора The Listener, журнала компании BBC.
Результатом их визита явилась книга «The Haunting of Cashen’s Gap» (1936), в которой авторы подробно изложили основные факты, воздержавшись от оценки событий.
Внешний вид мангуста
Первое время Джеф избегал людей, но постепенно, осмелев, начал появляться чаще. Однажды Джеф сам предложил Варе себя сфотографировать, причём снабдил девочку подробными инструкциями: та должна была щёлкнуть затвором в тот момент, когда он вскочит на пригорок за живой изгородью в нескольких ярдах от дома и ни секундой позже.
Снимок (сохранившийся в архивах Гарри Прайса) действительно являет зрителю маленького зверька, напоминающего мангуста. Вара, утверждавшая, что несколько раз видела его отчётливо, говорила, что Джеф был размером с небольшую крысу, имел желтоватую шёрстку и длинный пушистый хвост (что описанию индийского мангуста не соответствует).
О себе он, в числе прочего, говорил следующее: «Я фрик: у меня есть руки и ноги, и если вы увидите меня, то придёте в ужас, мумифицируетесь, превратитесь в камень или соляной столб!»
К Рождеству 1932 года Ирвинг выяснил, что передние лапки «мангуста» не только больше по размерам задних лап, но и выглядят иначе: напоминают крошечные человеческие ручки. Такой вывод он сделал, изучив отпечатки следов, оставленных Джефом в пыли и муке ночью.
Сам Джеф утверждал, что у него три длинных пальца и один большой, короткий. Прайс и Ламберт в своей книге указывали, что он не только имел кисти, напоминавшие человеческие, но и использовал их как человек. По словам Ирвинга, пищу, которая ему регулярно оставлялась, он вскоре стал есть ложкой, во время еды не переставая болтал, а закончив трапезу, стучал блюдцем по полу и задувал свечу.
Реджинальд Поукок из Британского музея естествознания, получивший от Гарри Прайса фотографии отпечатков лапок Джефа в пластилине, заявил, что они не могут принадлежать ни одному из известных животных (хотя один из следов могла бы оставить собака).
«Не существует млекопитающего, у которого размеры передних лап настолько бы отличались от задних. Я не верю, что на этих фотографиях изображены четыре следа одного животного. Совершенно уверен в том, что ни один из них не принадлежит мангусту».
Удивительный характер зверька
Со временем зверек научился говорить очень высокопарно и напыщенно – по своим риторическим способностям он явно опережал фермеров. Джеф также любил бегать к близлежащей каменоломне и подслушивать разговоры рабочих – от них он набрался таких отборных ругательств, что они заставили бы покраснеть любого сапожника.
По словам Ирвингов, в глубине души мангуст их очень уважал и старался найти к каждому жильцу дома индивидуальный подход, хотя и скрывал свою привязанность к людям. Характер у Джефа был довольно скверный – он считал себя лучше других и постоянно требовал от людей беспрекословного подчинения себе, что нередко выливалось в ссоры и склоки.
С другой стороны, мангуст очень хотел помогать людям. В общей сложности он убил и принес в дом около трехсот кроликов, чему небогатая семья была весьма рада. Джеф также выполнял обязанности будильника и следил за печью.
Ирвинги не скрывали своего сожителя, поэтому он быстро стал местной известностью, хотя и не общался с другими людьми. Однажды в дом пожаловал сотрудник газеты, который попросил взять у говорящего зверька интервью. Джеф так и не спустился к журналисту, однако прокричал, что не желает никого видеть.
Джефом заинтересовалась Национальная лаборатория психических исследований, а потом и военные. Мангуст опять-таки не показался незнакомцам, однако кричал сверху, что не намерен ни с кем общаться. Палата общин заказала несколько расследований, чтобы описать и изучить феномен, однако без содействия Джефа этого не удалось сделать.
Что случилось с Джефом?
В 1937 году Ирвинги покинули свой дом. На вопросы журналистов о чудо-мангусте они уклончиво отвечали, что зверек давно покинул их.
В 1946 году фермер, поселившийся здесь, заявил, что подстрелил странное животное, похожее не то на белку, не то на хорька. Эта новость вызвала скорбь у всех британцев, веривших в существование говорящего мангуста. Тем не менее, дочь Ирвингов заявила, что это маловероятно, поскольку Джеф был слишком умен и осторожен для такой нелепой смерти.
Версии происхождения Джефа
В числе тех немногих гостей дома, с кем Джеф вступал в непосредственное общение, был капитан Джеймс Деннис, член совета Национальной лаборатории психических исследований.
Однажды он и семья Ирвинга сидели в кухне. «Приготовьтесь, сейчас я вам в окно покидаю камешки», — известил их неожиданно Джеф, и в то же мгновение снаружи на стекла обрушился град мелких камней. Миссис Ирвинг разнервничалась и приказала Джефу немедленно прекратить эти шалости, пока ещё целы окна.
Джеф что-то заверещал с чердака и… вывалил град камней на крышу дома. Это происшествие немало озадачило капитана. Как могло случиться, что голос Джефа раздавался в доме, а камни летели явно снаружи? Спросили об этом мангуста, и тот дал исчерпывающий ответ: «Сущий пустяк: индийская магия».
При том, что швыряние камней характерно для полтергейста, исследователь феномена мангуста Нандор Фодор решительно отверг эту версию: Джеф не был невидимкой, более того, иногда «справлял в доме естественные надобности, оставляя после себя более чем существенные улики».
Однажды, когда его спросили, зачем он помочился на самом видном месте, Джеф заявил: «А чтобы капитан Деннис понял наконец, что я — не призрак, а зверь». Фодор пишет, что отправил по почте Ирвингу книжку о полтергейсте. Фермер зачитал из неё выдержки вслух, и Джеф возмущенно воскликнул: «Нет, я не из таких!»
Фодор отмечал, что в большей степени Джеф напоминает фамильяра — «духа», который (как считают оккультисты), принимая облик мелкого зверька, оказывает разного рода услуги ведьмам и колдуньям. Но говорящий мангуст «был существом плотским: оказываясь перед запертой дверью, не проникал в помещение сверхъестественным образом, а либо открывал ее сам, либо ждал, пока это сделают за него другие».
Фодор заключает: «Что ж, остается, по-видимому, и тут довериться самому Джефу. Я просто очень умный мангуст, — заметил он как-то раз. — То есть не просто умный, а — сверх-сверх-умный!».
Марк Р. Белл, вступая в заочную полемику с Фодором и Прайсом (считавшими, что полтергейст не стал бы вступать с людьми в переговоры), указывал на случаи с Ведьмой Беллов, барабанщика из Тедуорта, а также случаи «говорящего полтергейста», описанные в книге «Demoniality» Людовико Марии Синистрати.
Уолтер Макграу (автор статьи в журнале «Fate» 1970 года) отмечал, что Джеф проявлял себя в доме Ирвингов в течение 8-9 лет: это намного дольше, чем обычное время жизни полтергейста. Признавая, что, несмотря на многочисленные свидетельства, оставленные членами семьи и исследователями феномена, точно классифицировать Джефа в категориях парапсихологии невозможно, он выдвинул два возможных объяснения.
«Не исключено, что Джеф — психологическое порождение; своего рода «невидимый друг», созданный психикой Вары и воспринятый остальными членами семьи. Едва только Вара минула период полового созревания, они с Джефом словно бы утратили интерес друг к другу, и последний переметнулся к Джеймсу.
Поведение участников событий наводит на мысль, что речь тут идёт о возможной галлюцинации, которая являлась всем членам семьи и подпитывалась энергией внешнего к ней интереса. Многие из тех, кто приезжал в дом, выражали убежденность в искренности Ирвингов, и все сходились на том, что семья пользовалась уважением в местном сообществе.»
Макграу предположил также, что Джеф мог оказаться тульпой — физическим проявлением материализованной мысли; при этом он сослался на наблюдения Александры Дэвид-Нил, исследовательницы Востока, которая утверждала, что, медитируя с тибетскими монахами, не раз наблюдала феномен материализации.
Journal information