Псково-Печерский монастырь — единственный в России, который не закрывался никогда, даже в годы самых лютых гонений на церковь. Чудеса? Монахи объясняют это тем, что пещеры, с которых и начался монастырь, открыты и построены самим Богом. И в доказательство своей правоты приводят факт: тела покойников, похороненные здесь, не издают тлетворного запаха, напротив — благоухают!
В середине 1990-х годов Борис Николаевич Ельцин посетил знаменитую обитель под Псковом. Сопровождал главу государства казначей монастыря архимандрит Нафанаил. Маленький, худенький, шустрый отец Нафанаил считался в монастыре самым вредным человеком. И зимой и летом ходил в стоптанных ботинках и застиранной рясе, а за спиной его вечно болтался старый холщовый мешок.
Острый на язык и прижимистый, казначей воевал за каждую копейку, подозревая всех в растрате монастырского добра. И вот этому человеку доверили важную миссию — сопровождать в экскурсии по пещерам высокого гостя и его свиту. Отец Нафанаил резво двигался по лабиринтам, освещая себе и спутникам путь свечой. Борис Николаевич в молчании следовал за батюшкой, пока не сообразил, что вокруг происходит что-то странное.
В пещерах не чувствовалось запаха тления, несмотря на то что гробы с усопшими стояли в открытых нишах. Не составляло труда при надобности потрогать их и даже открыть — гробы не заколачивали гвоздями, а просто накрывали крышкой.
Борис Николаевич остановил батюшку:
— Послушайте, почему в пещерах нет запаха?
Отец Нафанаил ответил:
— Чудо Божье.
Президент хмыкнул и пошел дальше. Однако вопрос, видимо, всерьез к взволновал Ельцина, и он твердо решил добиться ответа. Но отец Нафанаил был не лыком шит и сказал как отрезал:
— Так уж Господь устроил.
Ответ снова не удовлетворил президента, при выходе из пещер он наклонился к маленькому казначею и прошептал на ухо:
— Откройте секрет, чем вы их натираете?
— Борис Николаевич, — не растерялся архимандрит, — есть ли среди вашего окружения дурнопахнущие люди?
— Конечно нет, — пробасил Ельцин.
— Так почему вы думаете, что в окружении Отца Небесного кто-то должен дурно пахнуть?!
ФЕНОМЕН ПЕЧЕРСКИХ ПЕЩЕР
Этот феномен известен давно, но до сих пор не разгадан. Найти объяснение ему пытались многие. И правда, почему после внесения сюда умершего его останки сразу прекращают издавать характерный запах? Особенно усердствовали атеисты в советские годы.
Выдвигали самые фантастические версии, начиная с той, что позже пришла в голову Ельцину: монахи чуть ли не ежедневно умащают тела покойников благовониями. Но в это может поверить только тот, кто плохо представляет себе размер захоронений.
Популярна и другая версия: все запахи поглощают местные песчаники. Именно эту гипотезу в советские годы озвучивали светские экскурсоводы туристам.
Но сами монахи и то и другое объяснение считают глупостью. Бывший наместник монастыря, знаменитый архимандрит Алипий (Воронов), сопровождая делегации высоких гостей в пещеры, всегда брал с собой носовой платок, обильно смоченный ядреным советским одеколоном. И когда посетители заводили речь об уникальных свойствах местных песчаных почв, подносил к носу каждого платок и просил объяснить, почему этот запах песчаники не поглощают.
Растерянные гости не знали, что отвечать. А еще Алипий просил обратить внимание на цветы у гробов недавно преставившихся монахов. Розы и гладиолусы благоухали за версту. Довольный произведенным эффектом Алипий всегда задавал один и тот же вопрос:
— А не готовы ли вы признать тот факт, что на свете есть много такого, что неподвластно нашему разуму?
В свое время проводились научные исследования, и рядом в такой же породе были выкопаны пещеры, в которых был аналогичный режим температуры и воздуха. В свежевыкопанные пещеры положили овощи и фрукты, но все они со временем испортились и стали дурно пахнуть, а вот такие же овощи и фрукты, положенные в пещере монастыря, остались свежими.
ГОРОД МЕРТВЫХ
На подземном кладбище покоятся около четырнадцати тысяч человек. Дня не хватит, чтобы обойти все захоронения! Монахи, псковские священники, ратные люди — защитники монастыря, благотворители, дворяне, среди которых немало знаменитых, например из рода Пушкиных, Кутузовых, Мусоргских, Ртищевых. При этом каждый гроб стоит там, где ему положено.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Начальников монастыря хоронят на отдельной улице. На пятой и шестой улицах находят последнее пристанище простые монахи, поэтому эту часть называют братским кладбищем. В других галереях хоронят паломников, прихожан, воинов.
В стенах пещер установлены керамиды — плиты с надписями, повествующими о том, кто, когда и где упокоился. Керамиды — настоящие произведения искусства, выполненные в разной технике: глазированный камень с позолотой, известковые, глиняные, керамические и т. д. В конце центральной улицы установлен канун — специальный подсвечник в виде небольшого стола, у которого совершаются панихиды. За кануном находится большой деревянный крест.
Издавна сложилась традиция заносить гробы в пещеры и оставлять в нишах. Со временем нижние истлевают, происходит усадка и сверху освобождается новое место для следующего гроба. При этом воздух в пещерах на удивление чистый и свежий. Дышится так легко, будто находишься в лесу или на берегу моря.
ЧУДЕСА ПОД ЗЕМЛЕЙ
Хоронить здесь начали еще в XV веке. В пещере, которую монахи выбрали для погребения своего товарища, вдруг открылась надпись на стене: «Богом зданная пещера».
С тех пор монахи верят, что их обитель открыта и создана самим Всевышним. Согласно легенде, одно из первых погребений сопровождалось чудом. Гроб с телом монаха, зарытый в землю, на следующее утро поднялся на поверхность. Увидев это, братья решили, что допустили какую-то оплошность при отпевании или погребении, и провели весь обряд заново. Однако чудо повторилось — гроб вновь «всплыл» на поверхность.
Чудеса под землей случаются с завидным постоянством. Однажды молодые монахи раздобыли ключи от старого братского кладбища. В той его части не хоронили много веков. Вход на эту «улицу» преграждала тяжелая железная дверь. Монахи
открыли ее и, освещая себе путь свечами, пошли по подземному ходу. В нишах стояли старые рассыпавшиеся от времени гробы.
Некоторые настолько прогнили, что через дырки можно было увидеть скелеты. Вскоре «следопыты» наткнулись на хорошо сохранившийся гроб и в задумчивости остановились перед ним. Любопытство взяло верх, и монахи осторожно приподняли крышку.
В гробу лежал игумен. Монах будто спал! Ни одна часть тела, включая лицо, не была тронута тлением! Казалось, еще немного, и он откроет глаза и грозно посмотрит на живых. Монахи так испугались, что быстренько накрыли гроб крышкой и помчались обратно. Потом сообразили, что потревожили покой святого...
Journal information