ignat_dvornik (ignat_dvornik) wrote,
ignat_dvornik
ignat_dvornik

Category:

По льду незнаний – ледоколом наотмашь бьёт ученье, школа.

Доброе утро, друзья мои!
, ,
Как Вы уже поняли из заголовка, сегодня речь и рассказ мой пойдёт о школе.
Рассказ подробный и, надеюсь, интересный.В детстве, в многочисленных прочитанных книгах, мы читали о системах образования или школах, которые мягко говоря отличались от нашей учебы.
Разные времена и разные эпохи описаны в книгах Марка Твена, Яна, Ефремова.истем обучения в Древней Греции, в Ассирии и на берегах Нила.
Берестяные грамоты мальчика Офима тоже внесли свой вклад в наше представление о школе того времени.


Размышляя о большом творческом задании Дворник, вдруг, подумал, что рассказ о школе и ее истории будет исключительно интересен.Давайте же вместе попробуем пройти по всей временной цепочке, по отметкам древних цивилизаций и размышля – посмотрим как оьразовывалась и становилась школа

В качестве источников мы с вами, друзья мои попробуем воспользоваться памятью и некоторыми книгами и учебниками, которые удалось разыскать.
Итак – Школа.

Дела давно минувших дней.Школа первобытно-общинного строя.
Как мы понимаем, да и исторические данные говорят нам о том же, школы в нашем понимании в те времена не было.
Были старшие члены племени, были умудренные опытом старики, если они доживали до этого и был Его Величество Опыт. Тот самый – сын ошибок трудных…Как и всегда молодые члены племени учились на жизненом опыте и ошибках других соплеменников. Разжечь огонь. Выследить добычу, правилно закрепить наконечник на стреле или копье. Правильно разделить и сохранить добычу. Знать даты наиболее благоприятные для посева, следить за природой.


Всё это составляло обучение членов племени.
Кто то шел дальше всех и становился шаманом или волхвом. Кто то сумел сделать что то лучше других и ему доставалась слава Мастера. Кто то был неутомимым и удачливым охотником-следопытом.
Начало этих знаний давала некая организация передачи знаний предыдущих поколений поколениям нынешним.На наскальных фресках мы видим приемы охоты, зачеркнутые черточки, которые, возможно, учитывали добычу. Есть Луна, Солнце, звезды.


Знания передавались дальше, и цепочка это не прерывалась до той поры, пока жило племя. Знания, которые передавались, были необходимы и решали только одну задачу – задачу выживания племени и отдельных его членов.

2. Древняя Ассирия и Шумер. Мессопотамия.
Междуречье.Когда звучит это слово то сразу же мы вспоминаем крылатых быков Вавилона и древнешумерскую цивилизацию
Две реки Тигр и Ефрат спокойно несли свои воды про просторам Востока , а между ними возникло древнее государство – Ассирия.
Что мы знаем об этой стране? Ворота богини Иштар. Знаем богов Ввилона, знаем царя Хпммураппи и его свод законов.


А откуда мы всё это знаем?
В каждом городе Ассирии существовал особый дом, который назывался «эддуба» - дом табличек. Глиняные таблички исписанные буквами-клинышками стали символом цивилизации Мессопотамии.
Клинопись! Ею были написаны и записаны первые поэмы! Благодаря первому письму мы знаем о Гильгамеше. Рассказ о нем и приключениях его и друга его получеловека полу зверя - Энкиду сегодня доступе любому желающему прочесть. Кстати, в поэме описан первый полет человека в Космос.


В Шумерских школах учеников писцов обучали системе письма, с помощью специальной палочки, счету и религиозным церемониям. Дальнейшее обучение самых способных происходило во дворцах и храмах.

Древний Египет и его школы жрецов
Абсолютно невожможно точно определиь, когда были созданы школы Древнего Египта, но они точно были уже в середине 2го тысячелетия до н.э. (т.е. больше 2.5 тысяч лет до наших дней). Учились там только мальчики, в основном из знатных и богатых семей.
Как и чему учили в тех школах мы можем узнать благодаря подробным записям, которые оставил Первый переводчик в мировой Истории писец и жрец Анхурмес.


Его жизнеописание и рукописи были вобнаружены и расшифрованы в середине 19 века. Почему воспоминания о нем сохранились? Это был тот самый редчайший случай, когда мальчик из бедной семьи достиг высот в Египте посредством знаний.


Своеобразный древнеегипетский Михайло Ломоносов. В школах Древнего Египта обучали письму и чтению иероглифов. Правила их начертания и расположения.
Но основные знания школьники получали по двум самым важным наукам Древнего Египта.
Астрономия, помогавшая правильно рассчитать разлив Нила и геометрия – наука строителей пирамид, наука творить чудеса.
В дальнейшем к ним прибавятся химия и алхимия, но это будет уже во времена, когда по земле Египта протопают фаланги Александра Македонского и римские Легионы.
А знаете, друзья мои, как проходили экзамены в школах жрецов Древнего Египта?
И просто и сложно. Просто потому, что о желании сдать экзамен и примерить парик и фартук жреца, нужно было просто сообщить учителю.
С этого момента ученик становился кандидатом в жрецы и приступал к подготовке к экзамену.


Сложность экзамена заключалась в том, что испытуемого просто замуровывали в одной из камор Храма и давали кувшин воды и хлеб. На всё про всё у него было трое суток размышлений. В руки испытуемому выдавался камень с заданием и табличка для ответа. Светильника хватало ровно на время испытания. Решивший задачу через оконце передавал решение жрецам и ждал. Если решение было верным, плита отодвигалась, и новый Жрец входил в Мир богов Египта. При неправильном решении плита не открывалась и никто не слышал последних криков двоечника.
Задания были на геометрические построения, проекции, тригонометрию. Использование знаний астрономии были обязательным условием задачи.


Судя по всему, Анхурмес сумел решить все задачи, которые были в его варианте ЕГЭ.

Хочу сделать небольшое отступление от самой процедуры обучения и рассказать о папирусе. Ибо папирус вместе с пергаменто стали символом образованности, книгопечатания и книгочтения.

Растет на берегах Нила тростник с  узнаваемым именем папирус.

Высокие стебли с метелкой на конце он, тростник, стал символом Египта вместе с мумиями и фараонами.

Весной рабы и ремесленники, под присмотром жрецов, срезали стебли, отделялли верхушку, а стебли подвергали обработке.

Сначала с них снимали зеленую кожуру, а оставшуюся часть делили напополам, разрезая вдоль, по волокнам. Далее половинки выкладывали на станок, перекрещивая разные стебли и укладывая их ровно, один к одному.

Далее тяжелая скалка, вода и труд превращали тростник в единое целое. Полученный лист песочного цвета обрезали, На листах писали книги и важные документы и склеивали или сращивали в свиток.

Папирус был очень дорогим. Только в редких случаях ученикам, да и взрослым писцам попадали в руки папирусы с чистой стороной.

Книги на папирусах были украшены рисунками, миниатюрами и иероглифами. Как правило это были жизнеописания Богов, мифы о нх же и рассказы о подвигах фараонов.

Тайну чтения иероглифов раскрыли лишь после находки Розетской стелы 15июля 1799 года.

Капитану французских войск Пьеру-Франсу де Бушару посчастливилось остаться в истории первооткрывателем черной глыбы. Офицер сразу оценил важность камня, который он нашел. Находку отправили в Каир для изучения обнаруженных на ней текстов на неизвестных языках.

До открытия розеттского камня и его последующей расшифровки у лингвистов не было понимания древнего египетского языка и письменности. В поздний период правления фараонов использование иероглифического письма становится все более специализированным; в IV веке нашей эры немногие египтяне были способны читать иероглифы. Использование иероглифов для монументальных надписей прекратилось после закрытия всех нехристианских храмов в 391 году по приказу римского императора Феодосия I; последняя известная надпись, найденная в Филе, датируется 24 августа 396 года.

Расшифровкой египетских текстов на камне параллельно занимались русский языковед Иван Гульянов, французский востоковед Сильвестр де Саси, шведский дипломат Давид Окерблад, английский учёный Томас Юнг и французский исследователь Жан-Франсуа Шампольон. Гульянов издал свой анализ в 1804 году

В 1822 году Шампольон совершил прорыв в деле дешифровки иероглифов, использовав метод, ставший ключом к пониманию египетских текстов. Этому учёному удалось прочитать обведённые картушем иероглифы, обозначавшие имена «Птолемей» и «Клеопатра», однако его дальнейшее продвижение тормозило господствовавшее мнение о том, что фонетическая запись стала применяться только в Позднее царство или эллинистический период для обозначения греческих имён. Однако вскоре он натолкнулся на картуши с именами фараонов Рамсеса II и Тутмоса III, правивших в Новое царство. Это позволило ему выдвинуть предположение о преимущественном применении египетских иероглифов не для обозначения слов, а для обозначения согласных звуков и слогов. Расшифровка древнего языка стала всеобщим достоянием после публикации его труда «Египетская грамматика» в 1841 году. Открытие Шампольона дало толчок дальнейшему активному изучению египетской иероглифической письменности.

Певая школа в античной цивилизации.

Афинская школа.

«Если не хочешь повести меня с собою в Александрию, не напишу тебе письма и говорить не буду с тобой и не скажу „будь здоров” тебе больше».

Это строчка из письма древнегреческого мальчика, который оставил нам вот такое послание из тьмы веков. Кроме того он, мальчик, рассказывает нам и о школе в Афинах.

Школа в Древней Греции

В Греции существовало несколько философских школ, в которых учились взрослые люди. Философы называли их. Те, кто любит мудрость.

Когда то очень давно жил в Греции герой Академ.

Почему герой? А вот почему.

О его деяниях известно немногое. Родом из Аркадии, он поселился в Афинах и якобы открыл Кастору и Полидевку место, куда афинский царь Тесей спрятал их сестру Елену, похищенную им из Спарты с помощью лапифского царя Пирифоя. Елена была спрятана в Аттике, в местечке Афидны.

По легенде героя похоронили в оливковой священной роще, которую он посадил вокруг своего дома в шести стадиях от Афин. Остатки рощи Академа и сейчас показывают за воротами Эрия к северо-западу от греческой столицы.

В роще Академ философ Платон встречался с друзьями и учениками и здесь же в 387 г. до н. э. он основал философскую школу, получившую название «Академия». Она существовала более 900 лет, пока в 529 г. ее не упразднил император Юстиниан. А рощу вырубили во время осады Афин римским войском Суллы в 88 году до нашей эры.

У входа в нее было написано: «Не геометр да не войдет сюда».


Одним из выпускников Академии Платона был Аристотель – известнейший ученый древности. Став философом, Аристотель открыл собственную школу – Лицей, в которой тоже обучал ученых-философов, а не детей. В Лицее после окончания домашней школы, у Аристотеля, обучался Александр Македонский.

Великая Спарта. Спартанская школа.

Когда мы с вами говорим о самом простом и суровом обучении мы говорим, что это спартанская школа.

Оно и правда. В спартанской школе готовили сильных, смелых и дисциплинированных воинов. Там тоже учились только мальчики. В школе они жили, т.к. сам образ жизни – полный лишений и трудов – был частью обучения. Устройство школы напоминало армию, с командирами разных уровней (агелами, ирэнами) вместо собственно учителей.

Грамоте и другим наукам детей учили только по мере необходимости, чтобы они могли прочесть приказ или написать краткое донесение.Помните знаменитое "Если"

Главной частью школы был гимнасий – площадка для физических упражнений, где ученики проводили большую часть своего времени. Командиры не боялись, что в учебе или драке ученики искалечат друг друга — слабому не место среди воинов-спартанцев.

Да и были ли слабые? Помните тот спартанский обычай, когда слабого или увечного ребенка просто сбрасывали со скалы! Хотя сейчас говорят, что это была придумка греков, чтобы опорочить спартанцев...

Выпускной в спартанской школе тоже был своеобразный. Сродни выпуску в школе диверсантов. Выпускникам давали сложное воинское задание и горе тому, кто его не выполнил. Никогда не носить им меч и круглый спартанский щит!

Школа Древнего Рима.

Римская Империя уделяла воспитанию и обучению своих граждан много и времени и сил.

Помните учителя, котрый в концлагере Треблинка шагнул в Вечность вместе со своими учениками?
«Жизни великих людей подобны легендам — трудны, но прекрасны», — писал Януш Корчак. Он еще не знал, что когда-то эти слова в полной мере будут применимы и к нему самому. Он был писателем, чьи книги делают детей счастливыми. Педагогом, чьи труды фундаментальны для воспитания ребенка. Человеком, чье имя приводят как синоним гуманизма, самопожертвования и нескончаемой любви к детям.

Не все учителя были подобны ему.

Есть легенда о другом учителе, совсем иного толка и склада ума и поведения.

Однажды Марк Фурий Камиил, римский полководец осадил город Фалерию.

Фалерия была хорошо укреплена и не собиралась сдаваться без боя. Осада могла продлиться долго. Жители Фалерии несмотря на осаду продолжали заниматься своими делами: ремесленники изготавливали свои товары, торговцы – продавали их, а учитель – занимался с детьми.



{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}

В легенде упоминается, что учил он их чтению и письму, арифметике, фехтованию, пению и гимнастике. Но этот учитель решился на предательство, рассчитывая что Камилл ему хорошо заплатит.

Под видом учебного похода он ответ детей горожан к осадившему город врагу. Камилл, однако, не только не наградил предателя, но отдал его на суд преданных им горожан, а детей вернул.

Средние темные и мрачные века.

Средневековье – темные страницы Истории от 5 до 15 века нашей эры. Времени, когда процветали монастыри и монастырское образование. Время Инквизиции и открытия первых университетов.

Монастырские школы учили латинскому языку и чтению Священного Писания.

Латинский язык был языком науки и церкви. На нем писались книги и велась церковная служба.

И вновь сделаем небольшое отступление и перенесемся в город Пергам, что расположился на пересечении торговых путей на Западе Малой Азии. Основали его выходцы из Греции. Умелая торговля и ремесленные изыски делали город богатым и процветающим.

Одной из диковинок , которыми был славен Пергам был пергамент. Специальным образом выделанные шкуры телят, на которых писали чернилами из дубовых орешков и красками.

Большинство средневековых книг написаны именно на пергаменте.

Книги, их называли фолиантами, были большими и тяжелыми.

Перепись такой книги занимала, порой, всю жизнь писца.

Но вернемся в школу при монастыре. Чему же там учили?

Ученики должны были знать латинский язык, на который переведена Библия, и уметь говорить на нем, чему их учила наука риторика.

Учили и арифметику, чтобы вычислять даты праздников.

Учили геометрию, географию, астрономию.

Учили музыке, чтобы воспевать Христа.

За провинности учеников сурово наказывали розгами и постами (голодом).

В те времена были основаны крупнейшие университеты стран Европы. Как правило, их основывали монахи иезуиты. Так например был основан Мюнхенский университет, в городе , который так и называетс Мюнхен – город монахов.

Эпоха Возрождения и Новое время.

Очень долгое время детей и взрослых учили совершенно одинаково и только в 16 веке чешский учитель Ян Коменский предложил обучать детей по особой методике .

Он предложил разделить обучение на несколько этапов.

Он написал первый учебник для детей “Мир чувственных вещей в картинках» и придумал, как правильнее устроить школу. Для каждого возраста должна быть отдельная школа:

- до 6 лет - материнская школа, т. е. воспитание и обучение малышей мамой.

- дети от 6 до 12 лет обучаются в местной начальной школе, обязательной для всех детей.

- Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, могут продолжить обучение в латинской школе, или гимназии. Такие школы создавались в крупных городах.

- Те же молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, что готовились стать учеными, шли в академию.

Образование должно завершаться путешествием.

Представляете себе – выпускной тур по окончании школы.

Англия и её школы пансионы

Типичной школой пансионом, устроенной по английскому образцу был Царско-Сельский лицей.

Изначально такие пансионы создавались отдельно для девочек и отдельно для мальчиков.

У школы-пансиона есть много преимуществ, например она:

- готовит детей к самостоятельной жизни вне родительского дома

- способствует установлению крепких дружеских связей

- обучение более эффективно, т.к. ничто и никто не отвлекает от него

Дети в таких школах были оторваны от дома. Учились в атмосфере принудительной дисциплины и домой ездили только на каникулы.

Самая лучшая в мире - Советская школа

В СССР была создана одна из лучших в мире образовательных систем. Обучение было бесплатным, всеобщим и всеохватывающим, т.е. независимо от своих склонностей и предпочтений все дети должны были знать основы разных наук.

Давайте вспомним, какие науки мы с вами изучали в советской школе: – математика, химия, физика, астрономия. В советской школе были отменены физические наказания, т.к. каждый гражданин независимо от возраста был достоин уважения.

В советской школе учились наши бабушки и родители. Казалось  бы, это было совсем недавно, но опросив их, мы выявили некоторые различия:

- курс школьного обучения был короче – начальная школа -3 года (вместо 4 сейчас), весь курс – 10 лет (вместо 11);

- интенсивность обучения была ниже: в начальной школе количество уроков в день редко превышало 4; в средней – 6;

- выполнение домашних заданий занимало гораздо меньше времени – 1 час в начальной школе.

Т.е., можно заключить, что учеба занимала меньше времени, значит больше его оставалось на досуг.

Школьники часто ходили в походы и на экскурсии – ездили в другие города, по исторически значимым местам. У современного школьника на это почти нет времени.

Школа сегодня.

Я бы очень хотел что либо сказать о нынешней школе, но оставлю этот вопрос для комментариев.

Совершенно точно, что сегодня во многих ЧАСТНЫХ школах и лицеях сохранилась Советская система образования.

ЕГЭ сдают, но основная учеба идет по старым советским учебникам.

Но это единичные проекты, поддержанные родителями. В такие школы, где ученика УЧАТ, а не ГОТОВЯТ стоят очереди. Люди идут на любые ухищрения, чтобы ребенок смог учиться именно в такой, лучшей школе.

Я хочу пожелать всем, кто хочет учиться только одного – успехов в учебе и отличных учителей, приносящих знания.

Благодарю за внимание тех, кто прочел сей опус до конца.

Спасибо!

Tags: #сновавесна, малое в большом, творческое задание, творческое приключение
Subscribe

promo ignat_dvornik december 14, 14:01 6
Buy for 100 tokens
#наулицезима, а у Дворника #чеклист :-) Когда то, кажется это было давно, пригласили меня в одну очень интересную. организацию. Послужить, поработать. И всё бы было хорошо, но входной контроль кандидатов осуществлялся черех полиграф. В простонародье - "детектор лжи" Интереснпя скажу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments