А у нас – самоуправление и самокопание.
Дороги, которые мы выбираем и маски, которые мы надеваем…
Они взаимосвязаны, всегда, везде, влюбой самой простой жизненной ситуации, когда мы не одни – мы носим Маски.
Есть такое арамейское выражение: «То, что сердце не открывает рту».
Точно так же существуют вещи, которых сердце не открывает даже самому себе. Лишь исключительные люди могут без дрожи заглянуть в бездну своей души. Вглядываться в нее – все равно что пробивать корку запекшейся лавы в кратере: раскаленная масса может вырваться наружу и испепелить все вокруг.
С давних времен актеры пользуются театральными масками, комическими либо трагическими, однако и все те, кто составляет публику, носят в своей повседневной жизни самые различные маски – символы тех ролей, которые они играют в пьесе жизни. Роли могут меняться – сегодня одна, завтра другая, – но маска будет на лице всегда. Человек никогда не снимает ее.
Привычка носить маску дается нам с рождения. С самого раннего детства, задолго до того, как ребенок произносит первое слово, он учится кричать не от боли, а чтобы привлечь внимание родителей, улыбается, чтобы снискать чье-либо расположение, и вообще разыгрывает спектакли. Нас с детства приучают вежливо говорить с посторонними людьми, потому что это – часть человеческих отношений.
Мы меняем маски не только в зависимости от ситуации и образа действия, но и при общении с разными людьми. У каждого человека множество масок, и он способен менять их с удивительной скоростью. Каждый раз при сознательной или бессознательной смене ролей мы меняем и их символы – маски. Общаясь с одним человеком, я играю одну роль и надеваю ту маску, которая для этого требуется, с другим – роль и маска для нее иные. У кого-то такие перемены не вызывают затруднений.
Почему мы носим маски?
Во-первых, это удобно. «Ой, я такая блондинка, ничего в этом не понимаю», — хлопает глазами хорошенькая брюнетка и отходит в сторонку, чтобы полюбоваться, как ее будут спасать. Спасать от этого ужасного компьютера, непонятных цифр и других деталей. В результате она получает внимание, помощь и поддержку.
Во-вторых, это безопасно. «Мы расстались, но я в полном порядке», — невозмутимо говорит юноша о разрыве с девушкой, с которой прожил несколько лет. Он боится показать свою ранимость и уязвимость, чтобы этим никто не воспользовался, и надевает маску невозмутимости.
В-третьих, это красиво. Можно примерить маску неприступной красавицы, королевы-матери, незаменимого коллеги и пользоваться всеми бонусами. Поглубже запрятать свою тень — раздражение, злость, гнев и надеть маску рубахи-парня и добряка.
«Юморист» — его жизнь проходит под девизом «когда мне больно, я смеюсь». Это защитная реакция на горе, важный разговор и даже признание в любви. «Надо скорее все перевести в шутку, чтобы не чувствовать сильные чувства, это страшно», — думает юморист и превращает свою жизнь в стенд-ап.
«Бедная серая уточка» — у нее то крылья коротки, то хвостик мал, то еще что-то мешает, чтобы начать жить в полную силу, зарабатывать достойные деньги и взять ответственность за свою жизнь. Зато в роли бедной серой уточки можно взахлеб жаловаться на жизнь, получать внимание и сочувствие окружающих.
«Спаситель» — обычно ходит парой с «серой уточкой», чтобы спасать ее и всех, кто подвернется под руку. Он будет ночевать в офисе, чтобы разрешить внезапную проблему, везти кому-то среди ночи лекарство или кого-то в аэропорт. Он так хочет быть хорошим и полезным, чтобы кто-то другой сказал: «Если бы не ты, мы бы не справились». Потому что не может сам себя убедить, что достаточно хорош и достоен любви.
«Милейший человек» — прячет настоящие эмоции и чувства за милой улыбкой. «Все в порядке, мне совсем не мешает музыка в два часа ночи», — говорит милейший человек, потому что боится показать свою злость. Зато наутро на пустом месте раскричится на своего ребенка — будет топать ногами и трясти кулаком, вымещая раздражение вчерашней ночи.
«Любитель одиночества» — на самом деле нет. Одиночество он не любит, но успел себя в этом убедить, чтобы не оказаться отверженным. Отношения — это огромный риск, от них бывает больно.
Вывод сформировался общий – маска защищает, предоставляет возможность, спрятавшись за ней – следовать своим желаниям, не опасаясь последствий.
Сейчас эту функцию несут аватарки в интернете.
Помните, как у Тирсо де Молины: «Под маскою любой школяр графине может строить глазки».
Это сейчас и происходит в сети. Человек, спрятавшись за свою аватарку, изливает на окружающих поток теневой желчи и не отвечает за свое поведение. А безнаказанность развращает. Поэтому с такой скоростью множатся разного рода тролли.
У маски очень много функций, и снимать ее опасно. Иногда маска, подобно одежде, прикрывает наготу; иногда она – щит, а иногда – массивные железные латы. Тело необходимо защищать как от перегревания или ожога, так и от сильного переохлаждения. Физическая и психологическая нагота имеют много общего: в обоих случаях и маска, и одежда дают преимущество для выживания. Это не ложь, а щит, броня, часть необходимых мер, которые человек вынужден принимать, чтобы не погибнуть.
А что мы сами?
Задайте себе этот вопрос и Бога ради не смотрите в глубины своей сущности… Иногда оттуда не возвращаются!!!
Journal information