ignat_dvornik (ignat_dvornik) wrote,
ignat_dvornik
ignat_dvornik

Categories:

Шагая по Москве с Егором Бероевым (Московский модерн от Шехтеля до "перевернутой рюмки")

Шагая по Москве с Егором Бероевым.


Хранение фотографий - скромный фото хостинг iMGSRC.RU (imgsrc_ru)


18 апреля 2019 года, в 11 часов дня состоялось событие, которое надолго определи маршруты движения любитеей московской старины, московской истории, любителей пешеходных экскурсий.

Дело в том, что Музей Москвы запускает новый проект, который будет рассказывать о Москве и её самых красивых улицах и зданиях.

Проект доступен для каждого. Любой из нас может скачать в сети приложение EasyTrevel, выбрать маршрут и вооружившись наушниками идти по маршруту.
На пресс-конференции, посвященной открытию проекта, первой выступила Алина Сапрыкина — один из самых успешных российских арт-менеджеров.


Последние пять лет она возглавляет Музей Москвы, который за это время стал одной из самых модных площадок на культурной карте города.
В сегодняшние дни в Москве отмечают Дни наследия. Этот праздник и эти мероприятия продлятся более месяца и закончатся в мае. Организатором является Правительство Москвы и департамент Культуры. Музей Москвы хотел сделать в рамках этого проекта что то необычное, что то запоминающееся и поэтому мы и начинаем эту большую историю из 3-х серий, первую из которых вы увидите сегодня.
Большой удачей в этом году стало обращение к нам компании Филевское мороженое и вместе с ней, по их идее, мы придумали вот тот потрясающий проект, о котором мы будем рассказывать сегодня.
В соединении истории и современности мы видим особую фишку нашего музея и каждый раз стараемся придумать, что то новое.

И первый маршрут наших экскурсий, а их будет три, стартует вместе с Егором Бероевым по Остоженке. Посвящена она будет теме модерна.
И я передаю слово автору этого проекта нашему ведущему экскурсоводу, старшему научному сотруднику, Ларисе Срыпник.


Над этим проектом работает большая и дружная команда. Москвичи, наконец-то подняли головы, оглянулись и поняли, что живут в прекрасном городе и принялись его изучать.
Модерн, хотя существовал он недолго, оставил много прекрасных зданий на московских улицах и некоторые из них мы сегодня увидим.
Модерн пришелся Москве впору. Москва – город усадеб и модерн, спрятавшийся в московские переулки, прекрасно вписался в московскую историю.

Мне очень приятно находиться сегодня здесь, среди вас,-начал свою речь Егор Бероев, известный артист театра и кино. Именно ему принадлежит голос, который будет рассказывать об улице Остоженка в приложении EasyTrevel.

Я всегда восхищаюсь экскурсоводами. Нам с вами предстоит шикарное путешествие. Я родился здесь недалеко в Вешенском переулке. Мне знаком здесь каждый дворик. Я счастлив, что я смог принять участие в таком замечательном проекте.
Здесь по этим улочкам мы гуляли всей семьей, с мамой и младшим братом.
Я считаю, что нам очень повезло, что к проекту подключился бизнес в лице Филевского мороженого.
прекрасно, когда бизнес помогает делать хорошие, добрые дела. В наше сложное время без поддержки, без помощи мы бы ничего не сделали бы.
История Филевского мороженого насчитывает более 80 лет, - говорит Татьяна Васильева, директор по маркетингу компании Айсберри.


В те давние годы правительство страны приняло решение построить несколько комбинатов для производства мороженого. Одним из них и был наш комбинат №8 в Филях.
Это случилось в 1937 году и наша история с того времени неразрывно связана с историей Москвы. По сию пору наше мороженое создается по старинным рецептам.
вы можете спросить А что для вас значит история Москвы?
Мы живем в очень непростое время. В море изобилия товаров стало трудно ориентироваться. Мы гордимся, что Филевское мороженое – часть истории, которым надо гордиться.
В послевоенные годы мороженое стало для населения москвы символом мирной жизни. И мы рады, что стали частью истории, что являемся частью истории сейчас.

Я предлагаю прямо сейчас взять с собой на экскурсию наше мороженое. В отличии от моих коллег меня не смущают люди, жующие мороженое на экскурсии.
Вместе с Егором Бероевым и Лкрисой Скрыпник мы вышли из здания музея Москвы и направились в Кропоткинский переулок, к особняку Дерожинской, архитектор Шехтель, где сейчас располагается резиденция посла Австралии.












Особняк поражает своей необычность, громадой окон. Шехтель решал вопросы комплексно - и архитектурный проект, и отделка, и разработка интерьеров, мебели, светильников, предметов оформления и даже декор сада - всем занимался он лично.
Особняк стал результатом воплотившейся в реальности неудержимой фантазии Федора Шехтеля.
По преданию гениальный архитектор вдохновился на создание этого прекрасного особняка во время прослушивания Первой симфонии Александра Скрябина. И музыкальное произведение А.Скрябина,  и творение Ф.Шехтеля пропитаны атмосферой таинственности, патетики и умиротворения.
Ведь и правда, музыка и архитектура неразрывно связаны между собой. Еще Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне».








Особняк поражает своей необычность, громадой окон. Шехтель решал вопросы комплексно - и архитектурный проект, и отделка, и разработка интерьеров, мебели, светильников, предметов оформления и даже декор сада - всем занимался он лично.
Особняк стал результатом воплотившейся в реальности неудержимой фантазии Федора Шехтеля.
По преданию гениальный архитектор вдохновился на создание этого прекрасного особняка во время прослушивания Первой симфонии Александра Скрябина. И музыкальное произведение А.Скрябина,  и творение Ф.Шехтеля пропитаны атмосферой таинственности, патетики и умиротворения.
Ведь и правда, музыка и архитектура неразрывно связаны между собой. Еще Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне».
Мы слушали пояснения нашего экскурсовода и мысленно переносились в прошлое, в эпоху купеческих особняков и старой Москвы.
Далее путь наш лежал по улице Остоженка к ещё одной архитектурной достопримечательности.

Ею стал дом, построенный в 1900 году про проекту Льва Кекушева для своей семьи.



Вот где проявилась в полной мере фантазия автора, который творил для себя.
Как сказала Лариса, раньше, льва на венце дома не было, он делся куда то в послереволюционный период.
В новом веке лев появился вновь. Занял свое законное место.


Мы стояли под московским солнцем и слушали, слушали, слушали.
И смотрели. Орлы и цветки рябины, листья конопли и каштана образуют выразительный орнамент.

В стиле модерн, где главным источником вдохновения была сама природа, подобные выразительные детали часто имели и собственный информативный подтекст.










Можно предположить, что и Кекушев наделил элементы декора определенным потайным смыслом: рябина защищала от невзгод и неурядиц, конопля обозначала покой, а каштан – чистоту и невинность.

Пока вся наша группа рассматривала особняк, мне удалось поговорить с Егором Бероевым, задать ему несколько вопросов.

В разговоре выяснилось, что Егор из старой артистической семьи. Он внук Вадима Бероева, легендарного майора Вихрь. Помните такой фильм. А я всё думал, кого он мне напоминает.
Егор прекрасно говорит по-немецки, знает французский. Очень любит бывать в Германии и Италии.
Егор неплохо рисует и не собирается забрасывать холсты и кисти.
Для себя я разрешил одну загадку, которая не давал мне покоя последние года три.
Есть такой литературный цикл «Тайный город», который создал и написал Вадим Панов. Пытливые читатели могут найти это городское фентези, очень итересное и прочесть.
Недавно по этим книгам былл снят сериал.
Одним из главных героев цикла является комиссар Темного двора – Сантьяга, именно так, он не человек, он нав.

Навы представители расы нелюдей, практически бессмертные, живут в Москве бок о бок с обычными людьми.
Так вот, по описанию Сантьяга – вылитый Егор Бероев. И ходили слухи, что ему предлагали эту роль.
Слухи оказались слухами. Егор ничего не знает, не знал и не хочет знать про Тайный город. Возможно, роль и предлагали, но он не помнит этого.
А жаль.

Так за разговорами, мы перешли на другую сторону Остоженки и встали напротив дома 20.




Бывший доходный дом по адресу улица Остоженка, 20 был построен в 1902 году по заказу Германа Ефимовича и Анжелики Гастовны Бройдо - владельцев компании по выкупу участком и строительству на них домов для последующей перепродажи.

Сейчас это обычный жилой дом. Современный жители спокойно поменяли старые окна на пластик и дом несколько утратил свое очарование.

Самой примечательной частью фасада по праву является скульптурный фриз, установленный между третьим и четвертым уровнями доходного дома Бройдо. На нем изображены серны и стаи летящих птиц.

Особенно эффектно смотрится эта композиция во время заката, когда изображения приобретают некую натуралистичность и большую объемность. Кстати, аналогов такой тематики во фризах московских зданий более не имеется.
На фасадной части строения по Остоженке, 20 взгляд останавливается и на расположенных под оконными проемами декоративных лепных панно с изображением растительности, а также на искусно выполненной ажурной ковке заграждений балконов и переплете значительного по размерам окна над главным входом в здание.
День потихоньку переходил во вторую половину, а мы приближались к конечной точке нашей экскурсии.

Ею стал дом «под рюмкой»в
1-м Обыденском переулке, дом 14


Этот необычный старинный дом в Москве с первого взгляда приковывает внимание, выделяясь из череды зданий на исторической московской улице Остоженка. Главным образом – потому что увенчан башенкой, явно напоминающей перевернутую рюмку.

В дореволюционные годы все знали его как доходный дом купца Якова Михайловича Филатова.

Здание состоит из двух частей. Та его часть, которая и вызвала так много пересудов, построена в 1907-1909 годах по проекту архитектора В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Кстати, это был не единственный доходный дом богатого купца. Но именно его здание на Остоженке имеет такой странный облик и именно его окрестили в народе «Домом под рюмкой». Так почему же? Точная информация об образе жизни купца не сохранилась, поэтому до наших дней дошли сразу несколько версий.


Версия первая
Согласно этой легенде, заказчиком строительства дома был никто иной как отец молодого купца. Мол, его сын имел пристрастие к винопитию и, чтобы пристыдить и вразумить отпрыска, Филатов-старший показал ему свой новый дом и пообещал: «Если бросишь пить, подарю его тебе». Видя такую перспективу, сын решил отказаться от пагубной привычки.

Версия вторая
Купец Яков Филатов был весьма успешен в делах и богат. Отсюда и предположение, что обеспеченная жизнь стала причиной его вольного поведения: как многие купцы того времени, молодой мужчина любил гулять на широкую ногу в питейных заведениях, благодаря чему едва не разорился. Впрочем, он, дескать, вовремя одумался, бросил пить и даже приумножил свое состояние, в знак чего и построил этот доходный дом, увенчанный опрокинутой чаркой. Этой символической «рюмочкой», согласно данной гипотезе, купец отметил свое возвращение к трезвой и благоразумной жизни.
А есть ещё третья, четвертая, пятая… Мне больше нравится версия, что купец бросил пить и стал вести трезвый образ жизни.
Экскурсия закончилась. Аудиогиды были сданы работникам Музея Москвы.
Мы обдумывали новые знания, привязывая их к будущим отчетам и статьям.
Первый маршрут был завершен. Будем ждать новые встречи с музеем Москвы.


Искреннее спасибо moscultura,

отдельное спасибо Анне Русских,
atlanta_s, руководителю сообщества, за приглашение.


И Антону ehidna_mau за консультации и мудрые советы.



Tags: Бероев, Москультура, Музей Москвы
Subscribe

promo ignat_dvornik december 14, 14:01 6
Buy for 100 tokens
#наулицезима, а у Дворника #чеклист :-) Когда то, кажется это было давно, пригласили меня в одну очень интересную. организацию. Послужить, поработать. И всё бы было хорошо, но входной контроль кандидатов осуществлялся черех полиграф. В простонародье - "детектор лжи" Интереснпя скажу…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments